Детский сад №28 г.Ессентуки
МБДОУ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития
Вторник, 26 мая 2020

Психологическое обследование детей.

Оцените материал
( голосов: 1 )

Психологическое обследование может преследовать различные цели, в значительной степени,
определяющие как набор используемых методик, так и характер выводов.

Скрининговое обследование
Цель проведения скринингового обследования - выявление детей группы риска (например, недостаточно готовых к обучению в школе). Оно проводится массово, с большими группами воспитанников определенной категории. В процессе обследования используются методики, позволяющие быстро получить общую оценку тех или иных психологических особенностей воспитанников. Результаты обследования не могут считаться окончательными. Низкий результат служит основой не для окончательных выводов, а лишь для проведения более углубленной (обычно индивидуальной) психологической диагностики. Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом обследовании, достаточное основание для заключения о соответствии развития ребенка возрастной норме.

Определение подходящего ребенку типа образовательного учреждения
В ряде случаев целью психологического обследования является определение типа учреждения (детского сада), наиболее соответствующего психологическим особенностям ребенка. Важнейшим направлением обследования при этом становится выявление уровня обучаемости ребенка, определение специфических трудностей в обучении (дисграфии, дислексии, дискалькулии и т. п.). Опираясь на полученные данные о нарушенных и сохранных психических функциях ребенка, педагог-психолог помогает выбрать тип детского сада, где возможна максимальная компенсация дефекта. В психологическом заключении указывают также выявленные противопоказания.

Психологическое обследование как дополнительное средство медицинской диагностики
Если в обследовании преобладает диагностическая цель, то педагог-психолог:
- концентрируется на определении психического состояния ребенка, выявляя особенности его познавательной деятельности, мотивационно-волевой сферы, эмоциональных проявлений (тревожность, агрессивность и т. п.);
- определяет уровень интеллектуального развития в соотношении с возрастной нормой;
- выявляет симптомы тех или иных нарушений в психическом развитии (психического недоразвития, искаженного, дисгармоничного развития, неврозов, дебюта психических заболеваний и т. п.);
- определяет динамику улучшений в психической деятельности в связи с проводимым лечением или психокоррекцией.

Выявленные особенности нарушений психической деятельности помогают установить правильный диагноз, т. к. при различных заболеваниях нарушения имеют свою специфику (например, особенности мышления существенно различны при разных психических заболеваниях). Обнаруженные симптомы нарушений в психическом развитии позволяют своевременно направить ребенка к соответствующему специалисту для уточнения или подтверждения диагноза или для дифференциальной диагностики. Полученные данные служат объективными показателями влияния терапии или коррекционного обучения.

Выявление направлений коррекции
Нередко целью психологического обследования является выявление направлений коррекции и психотерапии. Результаты обследования используются в ходе осуществления корригирующих воздействий. Для достижения цели педагог-психолог выявляет потенциальные возможности ребенка, его личностные ресурсы. Он определяет сохранные психологические структуры, служащие опорой для коррекционной работы и, напротив, обнаруживает признаки распада или регресса психических функций.

Статью подготовил педагог-психолог: Золотарева Т.В.

интернет источник

Просмотров: 0 раз