МБДОУ детский сад № 28 «Колосок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
Воскресенье, 14 октября 2018

Развитие речевого дыхания.

Оцените материал
( голосов: 1 )

Родителям необходимо следить за речевым дыханием ребенка, так как оно является базой для правильного развития речи. Следовательно, важно знать, чем отличается речевое дыхание от обычного жизненного. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляются через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.

Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно (в зависимости от возраста от 2 до 6 минут) следующие упражнения и игры:
Упражнение №1 «Мячик»-«Ямочка» (диафрагмальное дыхание лежа).
Ребенок ложится на спину на ковер: левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде ребенок вдыхает, выпячивая живот («мячик»), и выдыхает, втягивая живот («ямочка»).
Упражнение №2 «Мячик»-«Ямочка» (диафрагмальное дыхание стоя).

Для правильной постановки тела вначале ребенок дышит, прислонясь затылком, спиной и пятками к стене. Методика дыхания такая же, как в упражнении «Мячик»-«Ямочка» №1.

Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе одно, затем два, три и т.д. слов, не доводя число слов до перенапряжения. В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нем.
Игры:
– дуя на легкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу с водой бумажные кораблики или легкие пластмассовые игрушки; дуть на вертушки; играть на детских духовых музыкальных инструментах (дудочках,¬ губных гармошках);
– дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, легкие бумажные игрушки;
– сдувать со стола, с руки бумажные снежинки, пушинки и т.п.;
– надувать резиновые игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
– дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю, и т.п.

Читая детям сказку, стихи, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 – для 3-4 лет, 4-6 – для более старших), не торопясь, вдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.

Учитель-логопед: Стрикашова С.Г.
интернет источник

Просмотров: 1215 раз