Детский сад №28 г.Ессентуки
МБДОУ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития

«Роль кружка «Умелые ручки» в формировании и развитии социально-нравственных качеств ребенка»

Для развития творческих способностей детей в своей работе особое внимание уделяю художественному труду. B.C. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т. е. раскрывается личность ребёнка. Деятельность кружка, наиболее полно способствует развитию субъектной позиции ребёнка в художественной деятельности, помогает объединить детей и педагога, увлечённых общим интересом.
Программа кружка «Умелые ручки» включает три раздела художественного труда:
Работа с бумагой (аппликация и бумагопластика).
Данный вид деятельности даёт ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превращая его в облака, снег, животных и т. п., постичь его свойства и структуру. Создавая различные композиции, дети учатся соблюдать цветовую гамму, у них появляется стремление к созиданию, гармонии, желание творить прекрасное.
Занятия с пластилином позволяют воспитывать художественный вкус, формировать навыки лепки, учат основам композиции, развивают воображение, способствуют развитию мелкой моторики.
Поделки из природного материала.
Этот вид художественного труда даёт возможность познакомить детей с новым материалом, обогащает представления детей об окружающем мире, развивает творческую инициативу. У детей формируются трудовые навыки, умение организовать своё рабочее место, самостоятельность.
Тематика занятий близка детям: объекты живой и неживой природы («Грибок», «Ёлочка», «Весна», персонажи сказок («Золотая рыбка», любимые игрушки («Котик», «Кораблик»).
Занятия кружка строятся по принципу «от простого к сложному», что даёт возможность ребёнку постепенно знакомиться с понятиями «форма», «размер», «цвет».
В младшем возрасте начали работу в кружке со знакомства детей со свойствами бумаги. Сначала выполняли работы в форме аппликации. Учу детей составлять различные композиции из отдельных частей-заготовок, которые вырезаю сама из цветной бумаги. Когда дети усвояли приёмы аппликации, познакомила их с новыми видами работы с бумагой (бумагопластикой). Дети учились делать из бумаги воздушные петли, бумажные комочки. Из воздушных петель у детей получаются цветы, птицы, деревья, новогодние игрушки.
В работе с пластилином выявляю у детей имеющиеся навыки, закрепляю их на занятиях кружка. Дети осваивают следующий приём - заполнение пластилином несложного рисунка на картоне, учатся соблюдать цветовую гамму, различать оттенки цветов (розовый, голубой). Потом обучаю детей раскатыванию пластилина в тонкий жгут. Сначала выполняем более простую работу («Весёлые человечки», а в средней группе жгут уже сворачиваем в круг, листик, шарик и т. д. Это более сложный вариант.
Тема занятий повторяю, но меняется материал, из которого выполняется поделка. Например, работу «Грибок» изобразили в форме аппликации, нанесением пластилина на контур рисунка, покрытием силуэта бумажными комочками. Смена используемого материала способствует развитию интереса у детей к занятиям кружка.
На занятии, посвящённом знакомству с солёным тестом, рассказываю детям о том, как мука появляется в магазине, о важности труда людей, которые выращивают хлеб, о бережном отношении к хлебу. Потом вместе с детьми готовим тесто. Дети берут в руки кусочки теста и пытаются рассказать о его свойствах. На следующих занятиях малыши с удовольствием лепят из теста пирожки, бублики.
Создавая поделки своими руками, видя результат творческой работы, дети испытывают положительные эмоции. Работы детей используем в украшении интерьера группы. Дети с удовольствием дарят их родным и друзьям.Итогом деятельности кружка стала организация выставки детских работ в группе. Родители вместе с детьми приняли активное участие в изготовлении новогодних украшений для группы.

Подготовил воспитатель: Сгонник Елена Ивановна

Просмотров: 101 раз