Детский сад №28 г.Ессентуки
МБДОУ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития
Четверг, 09 июня 2016

Речевые нарушения и причины их возникновения

Если 4-5 летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у ребёнка общее недоразвитие речи (ОНР). Это сложный дефект, который требует коррекции со стороны логопедов, родителей и воспитателей.

Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые предложения; без труда пересказывать сказки и рассказы. Такой ребёнок правильно произносит все звуки, легко произносит многосложные слова (см. схему Гвоздева «Норма речевого развития ребенка»).

ОНР может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, би-би).
В любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы:
ФОНЕТИКА – нарушено:
Ø восприятие и различение звуков на слух, особенно сходных по артикуляции и близких по звучанию (с-ш, з-ж, п-б и т.д.);
Ø слов близких по звучанию, но разных по смыслу (мишка-миска, коза-коса и т. д.); повторение за взрослыми сходных слов (Маша-Даша-каша).
Ø искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (фотография - атаграфия)
ЛЕКСИКА - трудности в назывании:
Ø частей предметов и объектов (сиденье, ствол, фундамент, затылок, виски)
Ø глаголов, выражающих утонченность действий. Лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражает глаголом «ест»
Ø приставочных глаголов (подплыл, отплыл, приплыл и т.д.)
Ø антонимов (гладкий - шершавый и т. д.)
Ø относительных прилагательных (шерстяной, песчаный, земляничный)
ГРАММАТИКА – чаще всего распространены ошибки:
Ø в употреблении предлогов (платок лежит кармане и т.д.)
Ø согласовании различных частей речи (подошел к два коня и т.д.)
Ø построении предложений (шел Петя лес грибы собирать и т. д.)
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности:
Ø развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием четкости, последовательностью изложения, отрывочностью;
Ø отсутствие ритма и чувства рифмы мешает заучиванию стихотворений.

Для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
• Нарушены внимание и память;
• Нарушена пальцевая и артикуляционная моторика.
• Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление:
Ø Дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточности в рисунках- шутках, не всегда выделяют слова по заданному признаку (хлопнуть в ладошки, если будет названа одежда и т. д.)
Ø Неточность или слабость подвижных органов артикуляции: языка, губ и т.д. Установлено, что связь движений пальцев и речи взаимообусловлена: пальцы малоподвижны – речь нечеткая, неточная. Такие дети с трудом держат правильно ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки.
Ø Испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Суждения и умозаключения отрывисты, логически не связаны между собой.
Ø В процессе общения между собой некоторые дети слишком подвижны, возбудимы, а иные наоборот, вялые, не проявляют ни к чему интереса. Есть дети агрессивные, либо ранимые, обидчивые.
Причинами ОНР являются:
Ø различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также первые годы жизни могут привести ребенка к общему недоразвитию речи.

Среди причин вызывающих повреждения или недоразвития мозга, которые сказываются на недостаточность речевой деятельности, наиболее частыми являются:
Ø инфекции или интоксикации матери во время беременности;
Ø токсикозы;
Ø родовые травмы;
Ø асфиксия;
Ø несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови;
Ø заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции);
Ø травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
Ø употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям, одним из которых является ОНР.
Ø большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам, неблагоприятным условиям окружающей среды и воспитания.

Все эти нарушения, если их не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития: ребенок – подросток – взрослый. Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Многолетняя практика показывает, что детей с такими нарушениями речи, при систематической работе с ними, можно вывести из этого состояния - воспитать гармонично развитые личности.

Просмотров: 241 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Другие материалы в этой категории: « Книга лучше кинофильма Анкета для родителей?! »

Оставить комментарий